Дек 01 2008
Проектирование веб-сайтов
Как показала практика, один из самых сложных вопросов это не как написать сайт, а какие именно возможности в него закладывать, как его спроектировать чтобы он получился успешный и окупаемый. Даже программисты постоянно ленятся и пытаются писать ровно то что им скажешь не включая мозги, работают «в режиме кодера». Так делать не следует — ни развития, ни качественного проекта таким способом не создать.
Например, приходит заказчик, говорит — хочу сделать сайт для своего магазина, чтобы ко мне больше народу приезжало, и даже через интернет могли письмо скинуть и оптом заказать. Торгует его магазин, ну скажем всякими красками, лаками и прочей химией. Заказчик вполне определенно высказал свои потребности (что кстати редко бывает).
Что предложит «кодер»?
Начнет рассказывать про «интернет-магазин»: вам нужно корзину, оформление заказа, каталог товаров, картинки-цены-описания, и.т.п. В лучшем случае эти беседы в итоге выльются в установку распространенного движка и создание для него шаблона. Таких сайтов — масса и в той же абсолютной массе они не работают. Просто потому что заказчик был не готов заниматься приемом платежей со всяких Яндекс.Денег, доставкой одного баллончика краски за пару тысяч километров, постоянным обновлением ассортимента на сайте — у него просто даже не было сотрудника для этого. Не забываем — это простой магазин (один магазин) красок.
В худшем случае «кодер» начнет писать собственный движок. Тогда шансов на успешный проект вообще нет.
Что должен был предложить программист?
А наверное я даже неправильно называю эту профессию. Это даже не программист, это более «общее» понятие. Специалист, понимающий суть функционирования интернет-коммерции и знающий как она связана с реальной жизнью. Что-то вроде «менеджера проекта», хотя мне такое название не нравится, я считаю что любой «кодер» при должном усердии достигает этой стадии развития.
Так вот, программист должен был предложить создать сайт-визитку. Объяснить заказчику, что его первая необходимость — это поместить в интернете свои контактные данные: адрес, телефон и подробную схему проезда. Во вторую очередь — перечислить основных производителей, чья продукция представлена в магазине. Не конкретные товары, а именно производителей. Если бюджет заказчика к этому готов — поместить не просто их список и логотипы, а краткую историю или рекламку по каждому производителю. Далее — статьи на тему применения красок и лаков.
Почему производители и статьи?
Потому что при разработке сайта надо учитывать особенности продаваемой продукции. Когда человек ищет краску — он ищет краску определенного цвета. Цвет этот на сайте точно никогда не передашь, сколько не фотографируй. Его надо смотреть на месте. Краску ищут как можно ближе к дому — для этого и нужна в первую очередь схема проезда и телефоны. Краски нужны при проведении каких-либо ремонтно-отделочных работ. Это значит, что часто ищут не просто краску или лак, а как лучше его применить — как раз для привлечения таких посетителей нужны статьи. Если человек прочитал грамотную статью на интересующую его тему — его уважение к продавцу, разместившему эту статью, очень сильно возрастает. Ну а оптовики часто ищут краски по производителю.
Сколько денег сэкономит заказчик на сайте-визитке по сравнению с интернет-магазином думаю объяснять не надо. Во сколько раз меньше времени разработка такого сайта займет у программиста — тоже понятно.
А вот после отработки сайта-визитки уже можно будет думать о расширении и дописывать интернет-каталог. Как раз для таких постоянных «расширений функционала» и удобно использовать CakePHP.
Про проектирование кода веб-сайта поговорим в следующий раз.
Декабрь 4th, 2008 at 12:50
Отлично! Я никогда не мыслил так глубоко. Я делал как….”кодер”. Спасибо, буду исправляться.
Декабрь 10th, 2008 at 13:29
Очень хотелось бы почитать статью именно по проектированию структуры среднего/большого приложения на CakePHP.
Декабрь 10th, 2008 at 23:13
Постараюсь в ближайшие дни описать один из проектов нашей веб-студии. Хотя, конечно, это скорее небольшой/средний проект.
Февраль 5th, 2009 at 11:37
Спосибо! очень класный совет