Сен 05 2008
Основные принципы функционирования веб-студии
Начало осени, начало учебного года — хорошее время чтобы переосмыслить ошибки прошедших кварталов и подвести некоторые итоги. Как раз есть еще шанс что-то успеть исправить до конца года.
В ходе работы в веб-студии я получил опыт по составлению бизнес-планов и их реализации. Опыт важный, как говорится, многие шаблоны разорваны. Попробую описать те моменты, что уже оформились в голове.
При разработке тарифов на предоставляемые студией услуги крайне важно рассчитать себестоимость часа работы студии. И строить тарифы четко по времени, требуемому для выполнения работы.
Для того чтобы была возможность пойти на уступки заказчикам (которые торгуются абсолютно всегда), необходимо накручивать сверху не менее чем в три раза - и это позволит только балансировать на грани безубыточности. Если стесняться выставлять полученные (на первый взгляд вполне крупные) цифры — убыточность гарантирована.
Важно понимать, что студия — это уже не один человек, не фрилансер. Цены на работу студии отличаются от фрилансерских принципиально. Студия (читай — юрлицо) — это гарантии. Студия не может «заболеть» или «пропасть из аськи». Студия гарантирует выполнение работ в соответствии с договором и техзаданием. Студия должна обладать методологией по разработке проектов, готовой схемой по предоставлению своих услуг. Если этого нет — денег не будет.
Очень важно как можно скорее определить продукт студии. Просто «создание сайта» - это не продукт, сайты бывают разные по функционалу, и соответственно по ценовой категории, сложности и времени создания. Продукт должен быть конкурентоспособным. Сейчас уже почти во всех городах есть как веб-студии, так и целые артели фрилансеров, которые пытаются демпинговать друг друга ценами. К тому же и порог вхождения в этот бизнес крайне низкий — во всех ПТУ уже учат html-верстке, каждый 15-летний пацан считает себя веб-мастером. Понятно что качество их «продуктов» должно отличаться от качества вашего продукта. Вот тут и надо определиться — будет ли продукт конкурировать по цене или по качеству. По скорости надо конкурировать в любом случае.